Что такое дзюдо?

Что такое дзюдо?

Дзюдо, что означает «мягкий путь», — это современное японское боевое искусство (gendai budō) и боевой вид спорта, зародившийся в Японии в конце XIX века.

Его наиболее характерной чертой является соревновательный элемент, где целью является либо повалить противника на землю, обездвижить или иным образом подчинить себе противника с помощью маневра захвата, либо заставить противника подчиниться путем блокировки локтя или применения удушающего приема. Удары и выпады (руками и ногами) — а также защита от оружия — являются частью дзюдо, но только в заранее подготовленных формах (ката) и не допускаются на соревнованиях по дзюдо или в свободной практике (рандори).

В конечном итоге, философия и последующая педагогика, разработанная для дзюдо, стала моделью почти для всех современных японских боевых искусств, которые развились из «традиционных» школ (koryū). Практикующие дзюдо называются дзюдока.

История и философия

Что такое дзюдо?

Ранняя история дзюдо неотделима от его основателя, японского эрудита и педагога Дзигоро Кано (1860-1938). Кано родился в обеспеченной японской семье. Его дед был человеком, сделавшим себя сам: пивоваром из префектуры Сига в центральной Японии. Однако отец Кано не был старшим сыном и поэтому не унаследовал бизнес. Вместо этого он стал синтоистским священником и государственным чиновником, обладая достаточным влиянием, чтобы его сын поступил во второй набор Токийского императорского университета.

Основатель дзюдо

Сиан был маленьким, хрупким мальчиком, который даже в свои двадцать лет весил не более ста фунтов (45 кг), и его часто дразнили хулиганы. Впервые он начал заниматься дзюдзюцу, в то время вымирающим искусством, в возрасте 17 лет, но успеха не добился. Отчасти это было связано с трудностями в поиске учителя, который взял бы его в ученики. Когда в возрасте 18 лет он поступил в университет, чтобы изучать литературу, он продолжил заниматься боевыми искусствами и в конце концов получил направление к Фукуда Хачиносуке (ок. 1828 — ок. 1880), мастеру Тендзин Синъё-рю и деду Кейко Фукуда (род. 1913), которая является единственной оставшейся в живых ученицей Кано и самой высокопоставленной женщиной-дзюдоистом в мире. Считается, что Фукуда Хачиносуке уделял особое внимание технике, а не формальным упражнениям, посеяв семена того, что Кано уделял особое внимание свободной практике (рандори) в дзюдо.

Спустя чуть больше года после того, как Кано поступил в школу Фукуды, Фукуда заболел и умер. После этого Кано стал учеником другой школы Тендзин Синъё-рю, школы Исо Масатомо (ок. 1820 — 1881 гг.), который уделял больше внимания практике заранее подготовленных форм (ката), чем Фукуда. Благодаря преданности своему делу Кано быстро получил звание мастера-инструктора (сихан) и в возрасте 21 года стал помощником инструктора Исо. К сожалению, вскоре Исо заболел, и Кано, чувствуя, что ему еще многому предстоит научиться, занялся другим стилем, став учеником Иикубо Цунэтоси (1835-1889) из Кито-рю. Как и Фукуда, Иикубо уделял большое внимание свободной практике. С другой стороны, Кито-рю в гораздо большей степени, чем Тендзин Синъё-рю, уделял внимание технике бросков.

Основание дзюдо

К этому времени Кано разрабатывал новые техники, такие как «колесо плеча» (ката-гурума, известное как «перенос пожарного» западным борцам, которые используют немного другую форму этой техники) и бросок «плавающее бедро» (уки-госи). Однако он уже подумывал о том, чтобы сделать гораздо больше, чем просто расширить каноны Кито-рю и Тендзин Синъё-рю. Полный новых идей, Кано задумывал серьезную реформацию дзюдзюцу, с техниками, основанными на здравых научных принципах, и с акцентом на развитие тела, ума и характера молодых людей в дополнение к развитию боевого мастерства. В возрасте 22 лет, когда он уже заканчивал учебу в университете, Кано взял девять учеников из школы Иикубо для изучения дзю-дзюцу в буддийском храме Эйшо-дзи в Камакуре, а Иикубо приходил в храм три дня в неделю, чтобы помочь в обучении. Хотя прошло два года, прежде чем храм стал называться «Кодокан», или «место для обучения пути», и Кано еще не получил титул «мастера» в Кито-рю, сейчас это считается основанием Кодокана.

Дзюдо первоначально было известно как Кано Джиу-Джитсу или Кано Джиу-До, а позже как Кодокан Джиу-До или просто Джиу-До или Дзюдо. В первые годы его также продолжали называть просто Джиу-Джитсу.

Значение слова «дзюдо»

Слово «дзюдо» имеет ту же корневую идеограмму, что и «дзюдзюцу»: «jū» (柔, «дзю»), которая в зависимости от контекста может означать «мягкость», «мягкость», «податливость» и даже «легкость». Однако такие попытки перевести jū обманчивы. Использование jū в каждом из этих слов является явной ссылкой на принцип боевых искусств «мягкий метод» (柔法, jūhō). Мягкий метод характеризуется непрямым применением силы для победы над противником. Точнее, это принцип использования силы противника против него самого и хорошей адаптации к изменяющимся обстоятельствам. Например, если атакующий будет толкать своего противника, он обнаружит, что его противник делает шаг в сторону и позволяет своему импульсу (часто с помощью ноги, чтобы подставить ему подножку) бросить его вперед (обратное верно для вытягивания). Кано рассматривал дзю-дзюцу как разрозненный набор приемов и стремился объединить его в соответствии с принципом, который он нашел в понятии «максимальная эффективность». Техники дзю-дзюцу, которые полагались исключительно на превосходство в силе, были отброшены или адаптированы в пользу техник, которые включали в себя перенаправление силы противника, выведение его из равновесия или использование превосходного рычага.

Вторые символы дзюдо и дзюдзюцу различаются. Если дзюдзюцу (jūjutsu) означает «искусство» или «науку» мягкости, то дзюдо (柔道, jūdō) означает «путь» мягкости. Использование «dō», означающего путь, дорогу или тропу (это тот же иероглиф, что и в китайском слове «тао»), имеет философский подтекст. Это такое же различие, как между Будо и Будзюцу. Использование этого слова является сознательным отходом от древних боевых искусств, единственной целью которых было убийство. Кано рассматривал дзюдо как средство для управления и совершенствования себя физически, умственно, эмоционально и морально. Он даже распространил физический принцип максимальной эффективности на повседневную жизнь, превратив его во «взаимное процветание». В этом отношении дзюдо рассматривается как целостный подход к жизни, выходящий далеко за пределы додзё.

Что такое дзюдо?

Дзюдока (практикующий)

Практикующий дзюдо известен как дзюдока или «дзюдоист», хотя традиционно «дзюдока» называли только тех, кто имел 4-й дан или выше. Суффикс -ка, добавляемый к существительному, означает человека, обладающего опытом или специальными знаниями в этой области. Например, Бенкё-ка означает «ученый». Другие практикующие, не достигшие 4-го дана, назывались кэнкю-сэй или «ученики». Однако сегодня термин «дзюдока» используется во всем мире для обозначения любого практикующего дзюдо без указания какого-либо определенного уровня знаний.

Учитель дзюдо называется сенсей. Слово сенсей происходит от sen или saki (до) и sei (жизнь) — то есть тот, кто был до вас. В западных додзё принято называть сенсеем любого инструктора класса дан. Традиционно это звание присваивалось инструкторам 4-го дана и выше.

Дзюдоги (форма)

Практикующие дзюдо традиционно носят белую форму, называемую дзюдоги, что означает просто «форма дзюдо», для занятий дзюдо. Иногда это слово сокращают до gi (форма). Дзюдоги было создано Кано в 1907 году, и впоследствии подобная форма была принята во многих других боевых искусствах. Современная дзюдоги состоит из белых или синих хлопчатобумажных штанов на шнурках и такой же белой или синей стеганой хлопчатобумажной куртки, застегивающейся на пояс (оби). Пояс обычно окрашивается в разные цвета, чтобы обозначить ранг. Куртка предназначена для того, чтобы выдерживать нагрузки при схватках, и поэтому она намного толще, чем форма для карате (каратеги).

Современное использование синего дзюдоги было впервые предложено Антоном Гизинком на заседании ДК IJF в Маастрихте в 1986 году. На соревнованиях синий дзюдоги надевается одним из двух спортсменов, чтобы судьям, рефери и зрителям было легче его различать. В Японии оба дзюдоиста по-прежнему используют белые дзюдоги, а традиционный красный поясок (по цветам японского флага) прикрепляется к поясу одного из спортсменов. За пределами Японии цветной поясок также может использоваться для удобства на небольших соревнованиях, а синий дзюдоги является обязательным только на региональном или более высоком уровне. Японские практики и пуристы, как правило, свысока относятся к использованию синих дзюдоги.

Техника и практика

Что такое дзюдо?

Хотя дзюдо включает в себя различные броски, падения, броски, удержания, удушения, блокировки суставов и удары, основное внимание уделяется броскам (наге-ваза) и работе на земле (нэ-ваза). Броски делятся на две группы техник: техники стоя (тачи-ваза) и техники жертвоприношения (сутеми-ваза). Стоячие техники делятся на техники рук (тэ-ваза), техники бедер (коси-ваза), техники ног и ступней (аси-ваза). Техники бросков делятся на те, при которых бросающий падает прямо назад (ма-сутеми-ваза), и те, при которых он падает на бок (йоко-сутеми-ваза).

Приемы борьбы на земле делятся на атаки на суставы или блокировки суставов (кансэцу-ваза), удушения или удушающие приемы (шимэ-ваза) и удержания или прижимы (осаэкоми-ваза).

В дзюдо практикуется своеобразный спарринг, известный как рандори (randori), что означает «свободная практика». В рандори два противника могут атаковать друг друга любым броском или приемом захвата. В ката сохраняются ударные техники (атэми-ваза), такие как удары ногами и руками, а также техники работы с ножом и мечом. Эта форма педагогики обычно предназначена для практиков более высокого ранга (например, в кимэ-но ката), но запрещена на соревнованиях и обычно запрещена в рандори по соображениям безопасности. Также по соображениям безопасности на удушающие захваты, блокировку суставов и технику жертвоприношения накладываются ограничения по возрасту или рангу. F

В рандори и турнирной практике (шиай), когда противник успешно выполняет удушающий захват или совместный замок, человек подчиняется, или «вырывается», коснувшись мата или своего противника по меньшей мере дважды способом, который ясно указывает на подчинение. Когда это происходит, поединок заканчивается, игрок, выполняющий захват, проиграл, и удушающий или суставной захват прекращается.

Ката (формы)

Формы (ката) — это заранее подготовленные схемы атак и защит, которые в дзюдо отрабатываются с партнером с целью совершенствования техники дзюдо. Более конкретно, их цели включают иллюстрацию основных принципов дзюдо, демонстрацию правильного выполнения техники, обучение философским постулатам, на которых основано дзюдо, возможность отработки техник, которые не разрешены на соревнованиях, и сохранение древних техник, которые исторически важны, но больше не используются в современном дзюдо.

Знание различных ката является обязательным условием для получения более высокого ранга.

На сегодняшний день Кодокан признает семь ката:

Формы свободной практики (Рандори-но ката), состоящие из двух ката:

  • Бросковые формы (Наге но Ката)
  • формы захватов (Катаме но Ката)
  • формы самообороны старого стиля (Кимэ но ката)
  • Формы современной самообороны (Кодокан Гошин Дзюцу)
  • Формы «мягкости» (Дзю но Ката)
  • Пять форм (Ицуцу но Ката)
  • Древние формы (Косики-но ката)

Максимально эффективные национальные ката физического воспитания (Seiryoku Zen’yō Kokumin Taiiku no Kata).

Существуют и другие ката, которые официально не признаны Кодоканом, но продолжают практиковаться. Наиболее ярким примером таких ката является Го но сен но ката, ката, которое фокусируется на контратаках на попытки бросков.

Рандори (спарринг)

Что такое дзюдо?

Дзюдо делает акцент на свободном стиле спарринга, называемом рандори, как одной из основных форм тренировок. Часть времени боя проводится стоя, что называется тачи-ваза, а другая часть — на земле, что называется нэ-ваза. Спарринг, даже с учетом правил безопасности, гораздо более эффективен с практической точки зрения, чем самостоятельная отработка приемов, чем привыкли заниматься дзюдзюцука. Использование полной силы развивает мышцы и сердечно-сосудистую систему с физической стороны вещей, а также развивает стратегию и скорость реакции с ментальной стороны вещей, и помогает практикующему научиться использовать приемы против сопротивляющегося противника. Среди дзюдоистов распространено высказывание: «Лучшая тренировка для дзюдо — это дзюдо».

Существует несколько видов спаррингов, например, дзю рэнсю (оба дзюдоиста атакуют очень мягко, без сопротивления) и какари гейко (только один дзюдоист атакует, а другой полагается исключительно на защитные и уклоняющиеся техники, но без использования силы).

Фазы боя

В дзюдо есть две основные фазы боя: фаза стоя (тачи-ваза) и фаза на земле (нэ-ваза). Каждая фаза требует своих (в основном отдельных) техник, стратегий, рандори, подготовки и так далее. Специальная подготовка также посвящена «переходным» техникам для преодоления разрыва. Дзюдока может стать довольно искусным в одной фазе и довольно слабым в другой, в зависимости от того, где лежат их интересы, хотя большинство из них сбалансированы между этими двумя фазами.

Баланс между стоячей и наземной фазами боя в дзюдо дает дзюдоисту возможность побеждать стоячих противников, а затем захватывать и подчинять их на земле. Эта сбалансированная теория боя сделала дзюдо популярным видом боевого искусства и спорта.

Фаза стояния

В фазе стоя, которая имеет первенство по правилам соревнований, противники пытаются бросить друг друга. Хотя в фазе стоя разрешены блокировка суставов и удушающие приемы, они применяются довольно редко из-за того, что их гораздо труднее применить стоя, чем броски. Однако некоторые дзюдока очень умело сочетают захват с сабмишеном, когда техника сабмишена начинается стоя и заканчивается на земле.

Удары (т.е. удары руками, ногами и т.д.) не разрешены из-за их травмоопасности, но спортсмен должен «учитывать их» во время тренировок, например, не бороться долго в согнутом положении, поскольку эта позиция уязвима для ударов коленом и других ударных атак.

Основная цель бросковых техник (nage waza) — повалить противника, который стоит на ногах, подвижен и опасен, на спину, где он не сможет двигаться так же эффективно. Таким образом, основная причина броска противника заключается в том, чтобы контролировать противника и поставить себя в доминирующее положение. Таким образом, у занимающегося больше возможностей добиться решающего результата. Другая причина броска противника — шокировать его тело, с силой ударив его о землю. Если противник проведет мощный, но полностью контролируемый бросок, он может выиграть поединок (иппон) на том основании, что продемонстрировал достаточное превосходство. За слабые броски дается меньшая оценка. Оценка за бросок дается только при выполнении его из положения стоя.

В соответствии с тем, что Кано уделял особое внимание научному анализу и аргументации, стандартная педагогика Кодокан дзюдо диктует, что любая техника броска теоретически состоит из четырех этапов: выведение из равновесия (кудзуси); позиционирование тела (цукури); выполнение (каке); и, наконец, завершение или переворот (кимэ). Каждая фаза следует за предыдущей с большой скоростью — в идеале они происходят почти одновременно.

Наземная фаза

На соревнованиях бой может продолжаться на земле после броска или если участники законным образом оказываются на земле; участнику не разрешается просто упасть на землю, чтобы начать бой на земле.

На земле бойцы стремятся либо провести удержание, либо заставить противника подчиниться, используя удушающий прием, удушение или фиксацию руки (фиксация других суставов, кроме локтевого, не допускается из соображений безопасности).

Удержания

Удержания («осаэкоми») очень важны, поскольку в реальной схватке тот, кто контролирует своего противника, может наносить ему удары руками, ногами, головой и другие удары. Если осаэкоми сохраняется в течение двадцати пяти секунд, то побеждает тот, кто проводит удержание. Осаэкоми предполагает удержание противника преимущественно на спине и без ног.

Согласно правилам, действовавшим в 1905 году, удерживать противника на плечах нужно было всего две секунды, что отражало время, необходимое самураю для того, чтобы достать нож или меч и уничтожить удерживаемого противника. Новые более длительные требования отражают боевую реальность, согласно которой боец должен обездвижить противника на значительное время, чтобы нанести эффективный удар.

Оценка за удержание определяется продолжительностью удержания. Иногда захват может привести к сабмишну, если противник не выдерживает давления захвата.

Защита» и «ножницы»

Если удерживаемый обхватил ногами любую часть нижней части тела или туловища своего противника, он прижимает своего противника так же сильно, как и его самого, потому что его противник не может встать и убежать, пока тот, кто находится снизу, не отпустит его. Пока его ноги обхватывают противника, человек снизу может применять различные атакующие техники, включая удушение, блокировку рук и «ножницы для тела» (до-дзимэ), контролируя противника так, чтобы он не мог эффективно наносить удары сверху. В этом положении, которое в английском языке часто называют «защитой», человек сверху не имеет достаточного контроля над своим противником, чтобы положение считалось осаекоми. (Обратите внимание, что хотя защита широко используется, до-дзимэ больше не является законным в соревновательном дзюдо). Тот, кто находится сверху, может попытаться пройти через ноги своего противника и, в свою очередь, удержать или подчинить его, или он может попытаться вырваться из защиты своего противника и встать. Тот, кто находится снизу, может попытаться подчинить своего противника, находясь в защите, или перевернуть своего противника, чтобы оказаться сверху.

Суставные замки

Что такое дзюдо?

Суставные замки (кансэцу-вадза) — это эффективная техника боя, поскольку они позволяют дзюдоисту контролировать своего противника с помощью болевых приемов. Суставные замки на локте считаются достаточно безопасными для выполнения почти в полную силу на соревнованиях, чтобы заставить противника подчиниться. В прошлом в дзюдо разрешались блокировки ног, запястья, позвоночника и различные другие техники, которые впоследствии были запрещены на соревнованиях для обеспечения безопасности спортсменов. Было решено, что атака на другие суставы приведет к многочисленным травмам спортсменов и вызовет постепенное разрушение этих суставов. Несмотря на это, некоторые дзюдоисты до сих пор любят учиться и неофициально бороться друг с другом, используя эти техники, запрещенные на официальных соревнованиях, и многие из этих техник до сих пор активно используются в других искусствах, таких как самбо, бразильское джиу-джитсу и дзю-дзюцу.

Удушения и удушающие приемы

Удушения и удушения (шимэ-ваза) позволяют тому, кто применяет удушение, заставить противника подчиниться. Удушение перекрывает кровоснабжение мозга за счет сдавливания боковых сторон шеи, а удушение перекрывает дыхательные пути с передней стороны шеи. В обиходе эти термины часто взаимозаменяемы, и большинство дзюдоистов не делают формального различия. В соревнованиях дзюдока побеждает, если противник подчиняется или теряет сознание. Удушающий прием, если его правильно зафиксировать, может лишить противника сознания всего за несколько секунд, но обычно не наносит никаких травм.

Дзюдо как вид спорта

Несмотря на то, что дзюдо является полноценным боевым искусством, оно развивалось и как спорт.

Впервые дзюдо было показано на Олимпийских играх в 1932 году в Лос-Анджелесе, где Кано и около 200 учеников дзюдо провели демонстрацию. Дзюдо стало олимпийским видом спорта для мужчин на Играх 1964 года в Токио. Благодаря настойчивости американца Расти Канокоги и многих других, в 1988 году дзюдо стало олимпийским видом спорта и для женщин. Часто говорят, что соревнования по дзюдо среди мужчин в 1964 году были показательными, но, согласно Международной федерации дзюдо (IJF) и Международному олимпийскому комитету, дзюдо на самом деле было официальным видом спорта на Играх 1964 года. Голландец Антон Гизинк завоевал первую золотую олимпийскую медаль в открытом дивизионе дзюдо, победив японку Айко Каминага. После этого дзюдо потеряло имидж «только для японцев» и стало одним из самых распространенных видов спорта в мире. Соревнования среди женщин были показательными в 1988 году и стали официальными медальными соревнованиями 4 года спустя. Мужчины и женщины соревнуются отдельно, хотя часто тренируются вместе. С 1988 года дзюдо является паралимпийским видом спорта (для слабовидящих). Дзюдо также является одним из видов спорта на Специальных Олимпийских играх.

Правила

Что такое дзюдо?

Традиционные правила дзюдо призваны избежать травм участников и обеспечить надлежащий этикет. Некоторые более поздние дополнения к правилам были вызваны желанием сделать этот вид спорта более интересным для наблюдателей.

Штрафы могут назначаться за бездействие во время поединка или за использование запрещенных приемов. Бой должен быть остановлен, если участник находится за пределами специально отведенной зоны на мате (татами). Если рефери и судьям нужно что-то обсудить во время работы на земле, рефери объявляет сономама (что означает «не двигаться»), и оба бойца должны остановиться в том положении, в котором они находятся. Когда они закончат, судья произносит «йоши», и поединок продолжается.

Все оценки и штрафы выставляются судьей. Судьи могут принять решение, которое изменит счет или наказание, назначенное рефери.

В правилах IJF есть небольшие отличия, чтобы приспособить дзюдо для слепых.

Подсчет очков в соревнованиях

Цель поединка по дзюдо — повалить противника на землю на плечо, прижать его к земле, главным образом, на спину, или заставить его подчиниться удушающему приему, удушению или фиксации руки. Любой из этих приемов засчитывается как «иппон» — немедленная победа в поединке.

В дзюдо существует четыре вида счёта: иппон, вадза-ари, юко и кока. Иппон буквально означает «одно очко» и выигрывает поединок. Иппон присуждается за (а) бросок, который приземляет противника в основном на спину контролируемым образом со скоростью и силой; (б) за удержание на мате достаточной продолжительности (двадцать пять секунд); или (в) за подчинение противника. Ваза-ари присуждается за бросок, который не обладает достаточной силой или контролем, чтобы считаться иппоном; или за удержание в течение двадцати секунд. Вадза-ари — это полбалла, а если их набрано два, то они составляют полный балл, необходимый для победы.

Юко и кока — это более низкие баллы, они засчитываются только как тай-брейки — они не суммируются друг с другом. Счет ведется лексикографически; вадза-ари побеждает любое количество юко, но вадза-ари и юко побеждают вадза-ари без юко. Нередко исход поединка решается на основе кока.

За пятнадцатисекундное удержание засчитывается юко, а за десятисекундное — кока. Если тот, кто выполнил захват, уже имеет вадза-ари, ему достаточно удерживать захват в течение двадцати секунд, чтобы засчитать иппон посредством двух вадза-ари (вадза-ари-авасэтэ-иппон). Броски, не удовлетворяющие требованиям иппона или вадза-ари, могут быть оценены юко или кока. Так называемые «искусные захваты» также разрешены (например, летящий рычаг), но они не оцениваются.

Если в конце поединка счет одинаковый, то поединок решается по правилу «золотого балла». Золотое очко» — это ситуация внезапной смерти, когда часы переводятся на время поединка, и побеждает участник, первым набравший любое количество очков. Если в течение этого периода счет не набран, то победитель определяется по хантею — мнению большинства рефери и двух угловых судей.

Представление оценок

Табло дзюдо показывают количество очков вадза-ари, юко и кока, набранных каждым игроком. Часто иппон не отображается на табло, поскольку при присуждении иппона матч немедленно прекращается. Некоторые компьютеризированные табло кратко показывают, что был забит иппон.

Табло обычно также показывают количество штрафов, наложенных на каждого игрока, а иногда и количество посещений врача для каждого. (В течение матча каждому участнику разрешается только два «медицинских» посещения — чаще всего по поводу незначительных кровотечений).

Электронные табло также обычно включают таймеры для измерения времени соревнования и времени осекоми.

Матч, в котором первый игрок, набрав один вадза-ари, два юко и два кока, победил своего соперника, набравшего на один кока меньше, будет отображаться на табло как: «122» против «121»; в то время как в печати такой результат часто представляется как: «1W2Y2K» против «1W2Y1K».

Дзюдо как инструмент самообороны

 

В 1902 году Бартон-Райт писал: «Дзюдо и джиу-джитсу не были разработаны как основные средства нападения и защиты от боксера или человека, который бьет вас ногой, но должны были использоваться только после того, как вы подойдете на близкое расстояние, а для того, чтобы подойти на близкое расстояние, было абсолютно необходимо понимать бокс и использование ноги».

В то время как броски, выполненные с правильными падениями на мягких матах, могут показаться относительно легкими и изящными, их более практическое применение на твердой поверхности может быть очень опасным (особенно с большим намерением нанести вред).

Кроме того, было доказано, что борьба на земле является эффективной формой самообороны.

Хотя этот вид спорта сам по себе является эффективным средством самообороны, количество тренировок, направленных на его адаптацию к ситуациям самообороны, варьируется от додзё к додзё, варьируясь от очень малого в некоторых додзё до сильного акцента в других (особенно в российском дзюдо).

Дзюдо в смешанных боевых искусствах

Используя свои знания в области нэ-вадза / грэпплинга и тачи-вадза / грэпплинга в стойке, опытные дзюдоисты также участвуют в поединках по смешанным единоборствам. Бывший чемпион России по дзюдо Федор Емельяненко обычно считается лучшим тяжеловесом в смешанных единоборствах. Каро Парисян борется в полусреднем весе в UFC, а Рамо Тьерри Сокуджу и Хидехико Йошида, золотой медалист Олимпийских игр 1992 года и чемпион мира по дзюдо 1999 года, также были бойцами ныне несуществующей PRIDE FC. Другие золотые медалисты Олимпийских игр и чемпионы мира по дзюдо, такие как Павел Настула, Юн Дон Сик и Чон Бу Кюн, также выступают в ММА. Непобежденный чемпион WEC в среднем весе Пауло Фильо приписывает дзюдо и джиу-джитсу свой успех. Бойцы Санаэ Кикута и Хаято Сакурай также являются выходцами из дзюдо.

Стили

Кодокан дзюдо Кано Дзигоро — самый популярный и известный стиль дзюдо, но не единственный. Термины «дзюдо» и «дзюдзюцу» в ранние годы были взаимозаменяемы, поэтому некоторые из этих видов дзюдо до сих пор известны как дзюдзюцу или джиу-джитсу либо по этой причине, либо просто для того, чтобы отличить их от основного дзюдо. От первоначального стиля дзюдо Кано развилось несколько родственных форм, некоторые из которых сегодня считаются самостоятельными видами искусства:

Олимпийское дзюдо

Бразильское джиу-джитсу: Мицуйо Маеда представил дзюдо в Бразилии в 1914 году. Маэда обучал дзюдо Карлоса Грейси (1902-1994) и других в Бразилии. Бразильское джиу-джитсу не следовало более поздним изменениям в международных правилах дзюдо, которые были добавлены, чтобы подчеркнуть стоячую фазу борьбы, а также правилам, которые были введены для запрета более опасных техник. Хотя все приемы практически одинаковы, совершенно иная система подсчета очков в BJJ и отсутствие в дзюдо различных правил, требующих от спортсменов возобновления борьбы из положения стоя, во многом определяют его иной характер. BJJ ближе к оригинальному дзюдо начала 1900-х годов, чем к современному олимпийскому дзюдо.

Дзюдо-до: В Австрии Юлиус Флек и другие разработали систему бросков, предназначенную для расширения дзюдо, которую они назвали «дзюдо-до».

Кавайши-рю дзюдзюцу: Преподавая во Франции, Миконосуке Кавайши разработал Кавайши-рю дзю-дзюцу как альтернативный подход к обучению, который продолжал обучать многим приемам, запрещенным на современных олимпийских соревнованиях по дзюдо/Кодокан.

Косен-дзюдо: как подстиль Кодокан-дзюдо, получивший распространение в начале 20-го века на японских межшкольных соревнованиях, стиль Косен имеет тот же набор техник, но допускается большая свобода в технике работы на земле. Как и BJJ, этот стиль дзюдо ближе к оригинальному дзюдо начала 1900-х годов, чем нынешнее олимпийское дзюдо.

Русское дзюдо: Этот самобытный стиль дзюдо возник под влиянием самбо. Его представляют такие известные тренеры, как Александр Ретуинских и Игорь Якимов, и бойцы смешанных единоборств, такие как Игорь Зиновьев, Федор Емельяненко и Каро Парисян. В свою очередь, российское дзюдо оказало влияние на основное дзюдо, а такие приемы, как летящий армбар, были приняты в Кодокан дзюдо.

Самбо (особенно спортивное самбо): Василий Ощепков был первым европейским черным поясом по дзюдо под руководством Кано. В дальнейшем Ощепков создал самбо под влиянием дзюдо, включив в свою новую систему другие боевые техники. Ощепков погиб во время политических чисток 1937 года за отказ отречься от своего обучения японскому дзюдо под руководством Кано. В своей книге «История самбо» Бретт Жак и Скотт Андерсон пишут, что в России «дзюдо и СОМБО считались одним и тем же» — хотя и с разной формой и некоторыми различиями в правилах.

Безопасность

Исследования показывают, что дзюдо является особенно безопасным видом спорта для молодежи, хотя в соревновательном дзюдо для взрослых относительно выше частота травм по сравнению, например, с неконтактными видами спорта или бесконтактными видами спорта с мячом, но аналогично другим соревновательным контактным видам спорта.

Удушающие приемы

Хотя удушающие приемы являются потенциально смертельными, правильно примененный удушающий прием, если он достаточно быстро отпускается после подчинения или потери сознания, не вызывает травм.

Существует достаточно данных, подтверждающих безопасность применения удушающих приемов, а обучение включает в себя оказание неотложной помощи и реанимацию (каппо).

Организации

Международной организацией по дзюдо является Международная федерация дзюдо (IJF).

Международная федерация объединенных стилей борьбы (FILA), хотя и не имеет официального статуса в дзюдо, определяет дзюдо как одну из четырех основных форм любительской соревновательной борьбы, практикуемой на международном уровне (остальные три — греко-римская борьба, вольная борьба и самбо).

Ранг и градация

Ранг дзюдоиста, как правило, не имеет первостепенного значения среди дзюдоистов, участвующих в турнирах. Современное дзюдо в основном практикуется как спорт, поэтому большее внимание уделяется турнирным рекордам, чем званию. Поскольку звание не полностью определяет соревновательные результаты, а турниры не структурированы по рангам (за исключением самых низких уровней для новичков), нередки случаи, когда спортсмены с более низким рангом побеждают соперников с более высоким рангом. Активный спортсмен может не стремиться к высоким званиям, предпочитая сосредоточиться на подготовке к соревнованиям; например, на Паралимпийских играх 2004 года серебряную медаль в категории -70 кг завоевала спортсменка с иккю (коричневый пояс) Лорена Пирс. Поэтому нередко на соревнованиях национального уровня можно встретить спортсменов-подростков, которые занимаются дзюдо уже 10 лет и могут победить взрослых спортсменов, но имеют только фиолетовый или коричневый пояс, так как слишком молоды, чтобы претендовать на звание дана. Как только человек достигает ранга дана, дальнейшее повышение может происходить по разным причинам, включая уровень мастерства, выступления на соревнованиях и/или вклад в дзюдо, такой как преподавание и волонтерская деятельность. Поэтому более высокий ранг дана не обязательно означает, что его обладатель является лучшим борцом (хотя часто так и бывает).

Jūdōka ранжируются в соответствии с навыками и знаниями дзюдо, и их ранг отражается в цвете пояса. Существует два разделения рангов: «классы» (кю) ниже уровня черного пояса и «степени» (дан) уровня черного пояса. Эта система ранжирования была введена в боевые искусства Кано и с тех пор широко распространена в современных боевых искусствах. В первоначальном варианте было шесть ученических классов, расположенных в порядке убывания, причем 1-й кю был последним перед присвоением первой степени черного пояса (шодан). Обычно существует 10 рангов дан, которые располагаются в порядке возрастания, хотя в принципе количество рангов дан не ограничено.

Десятая степень черного пояса (jūdan) и те, что выше, не имеют формальных требований. Президент Кодокана, в настоящее время внук Кано Дзигоро Юкимицу Кано (Кано Юкимицу), принимает решение о повышении отдельных лиц. Только пятнадцать человек были повышены Кодоканом до этого ранга. 6 января 2006 года три человека одновременно были повышены до 10-го дана: Тоширо Дайго, Ичиро Абэ и Ёсими Осава. Это самое большое количество одновременных повышений за всю историю, и первое за последние 22 года. Никто никогда не получал ранг выше 10-го дана, но:

Теоретически система рангов дзюдо не ограничивается 10 степенями черного пояса. В оригинальной англоязычной копии (1955 г.) «Иллюстрированного Кодокан Дзюдо» Дзигоро Кано говорится: «Нет предела… тому, какой ранг можно получить. Поэтому, если кто-то достиг ступени выше 10-го дана… нет причин, почему он не должен быть повышен до 11-го дана». Однако, поскольку никогда не было повышения в ранге выше 10-го дана, система продвижения Кодокан Дзюдо фактически имеет только 10 данов. За всю историю дзюдо в Кодокане было присвоено только 15 10-х данов.

Хотя ранги данов, как правило, совпадают в разных национальных организациях, существует больше различий в классах кю, причем в некоторых странах их больше. Хотя первоначально цвета поясов класса кю были однородно белыми, сегодня используются различные цвета.

Цвета поясов

В Японии использование цветов поясов зависит от возраста ученика. В некоторых клубах есть только черные и белые пояса, в других — коричневый пояс для продвинутых классов кю, а на уровне начальной школы часто встречается зеленый пояс для промежуточных уровней.

Для рангов дан первые пять окрашены в черный цвет, 6-й, 7-й и 8-й дан имеют чередующиеся красные и белые панели, а для 9-го и 10-го дана пояса сплошные красные. Однако обладатели рангов выше годана (5-го дана) на обычных тренировках часто носят простой черный пояс.

В некоторых странах также используются цветные наконечники на поясах для обозначения младших возрастных групп. Исторически сложилось так, что женские пояса имели белую полосу по центру.

Экзаменационные требования варьируются в зависимости от страны, возрастной группы и, конечно же, разряда, на который сдается экзамен. Сам экзамен может включать соревнования и ката. Ранги кю обычно присваиваются местными инструкторами (сенсеями), но ранги дан обычно присваиваются только после экзамена под наблюдением независимых судей из национальной ассоциации дзюдо. Чтобы звание было признано, оно должно быть зарегистрировано в национальной организации дзюдо или в Кодокане.

Что такое дзюдо для детей?
Что такое КМС по дзюдо?
Что такое дан в дзюдо?
Что такое матэ в дзюдо?
Что такое шидо в дзюдо?
red
Оцените автора
( Пока оценок нет )
MMAPUNCH.ru